"Все на складе имеет свое место и только на этом месте должно находиться."
Классический складской закон
Вряд ли самостоятельное предприятие или фирма, на складе которой основным является закон вынесенный в эпиграф, смогла бы добиться успехов в своем сегменте современного рынка. Точнее, не совсем так. В своем сегменте она кончено работать может и работает. Но вот насколько гибко и быстро может меняться профиль деятельности такой компании? Насколько быстро компания перестраивается следуя конъюнктуре рынка и потребителей? Как показывает практика, в компаниях, живущих под этим лозунгом, есть хороший, с точки зрения руководства, начальник склада (если есть склад), и нет совсем ни кого, кого бы интересовала технология склада, и уж тем более, корпоративной логистикой всей компании. Конечно, начальник склада отвечает за затраты склада, планирует бюджет. Но насколько оптимальны процессы, затраты которых он планирует, оценить бывает некому. Основным критерием деятельности склада для руководства является то, что эти процессы идут. А насколько уж там оптимально, на оценку этого времени уже не хватает. Не смотря на парадоксальность такой ситуации, склад такой компании будет слишком неповоротлив и медлителен, чтобы реагировать на запросы современных потребителей. Эти самые запросы потребителей характеризуются большим разбросом требований к упаковке, предпродажной подготовке, методам и способам доставки, а также пост-продажного обслуживания приобретаемых товаров и услуг. Важно понять что для любого склада опасным и вредным будет как монументальный порядок, так и неуправляемый хаос. Причем и тот и другой одинаково опасны, только каждый по своему. Монументальный порядок утяжеляет все процессы, иногда до полной остановки в нестандартных, но вполне штатных ситуациях. Хаос разрушает нормальную работу любых процессов. Упорядоченное, хорошо организованное движение грузов и информации, управляемый регламентированный беспорядок - вот что будет любой склад наиболее эффективно, гибко и легко адаптировать к разным сценариям производственной деятельности. Тогда как же должен звучат основной закон современного склада? Для того чтобы ответить на этот вопрос необходимо понять, что же такого особенного в современном складе, о какой подвижности и динамичности идет речь, почему так важна правильная технология склада.
Сразу оговоримся, что склад, на котором идеальный порядок заключается в том, что все товары имеют свое место и только на нем находятся и сейчас пока еще часто имеет место в повседневной хозяйственной деятельности многих фирм и предприятий. Конечно же, руководство таких фирм довольно своим начальником склада, холит его и лилеет. Высказывания экспертов о применении в управлении складом так называемых методов управляемого беспорядка и регламентированного внутрискладского движения товарных потоков вызывают у этого руководства либо чувство удивления ("А что, такое бывает?"), либо совсем уж отрицательные эмоции. Порядок на складе превыше всего! Вот, собственно, на этом и заканчивается понимание логистического управления складом и технологии адресного хранения, как одной из самых важнейших складских технологий. Выделим одну из самых распространенных ошибок восприятия адресной складской технологии. Эта ошибка заключается в том, что ставится знак равенства между идеальным порядком на складе, т. е. железобетонной привязкой каждого товара к своему месту хранения, и технологией адресного складского хранения и движения товаров. Такое понимание адресной технологии узко и однобоко. Если применять адресную технологию только в самом примитивном ее выражении, то значит совсем не пользоваться огромными преимуществами этой технологии. Почему это так, вы поймете когда ниже ознакомитесь с видами адресной технологии. Что это могут быть за фирмы и организации, которые не особо пытаются разобраться в рассматриваемой нами технологии? Скорее всего это какие-то госпредприятия. А может быть компании, которые работают с единичными артикулами однотипной продукции, которая отгружается большими объемами. При этом у них все настолько хорошо (сейчас), что они и не собираются менять свои единичные артикулы на какие-нибудь другие. Как вы догадываетесь, в 21 веке требования к складу меняются кардинально. Статичный склад - это могила бизнеса. Если аккуратно разложенные по своим местам товары на складе лежат и между ними неспешно ходит немногочисленный складской персонал, то это очень тревожный сигнал. Попадая на такой склад я сразу пытаюсь узнать, а что случилось? И порой люди смотрят на меня и не могут понять причин моего беспокойства. Они говорят мне: "Да все в порядке! Что Вы так волнуетесь?" Такая ситуация может являться порядком лишь в немногих случаях. Или конец рабочего дня. Или только закончилась отгрузка и сейчас, после небольшого затишья, начнется приемка товара. В остальных случаях этот порядок, который наблюдается в течении всего рабочего дня, напоминает "болотце", в котором только начались, или уже вовсю развиваются процессы гниения и разложения.
Ни для кого не секрет, что в конце двадцатого и начале двадцать первого века происходили и происходят кризисные процессы в мировой экономике. Помимо повсеместно описаных фундаментальных причин возникновения этих кризисов есть, на мой взгляд и еще одна, о которой не так широко и явно упоминается. Это значительно возросший уровень требований потребителя к качеству и ассортименту товаров и услуг, по-сравнению с докризисным. Да, именно возросший уровень капризности потребителя (да простят меня все потребители сразу! :-) ) , особенно на насыщенных рынках, является причиной изменения технологий ведения бизнеса вообще и в логистике (в управлении складом, как ее составляющей части), в частности. Да и отлично! Тем сложнее и интереснее задача: угодить взыскательному потребителю. И при всем при этом потребитель не очень приветствует возрастание уровня цен. Говоря на языке маркетинга, увеличилось дробление рынка на сегменты. Причем сегменты эти содержат в себе небольшое количество потребителей, но значительно отличаются друг от друга по требованиям к товарам и услугам. Многие экономисты считают, что явление это не временное. Дробление рынка продолжится до тех пор, пока количество потребителей в каждом отдельном рыночном сегменте не станет равняться одному человеку.
А причем же тут склад? На нем в полном порядке лежат товары нескольких артикулов с заранее заданными свойствами, которые были адресованы многочисленной, но относительно однородной группе потребителей. Но теперь от многочисленности и однородности этой группы не осталось и следа. И все эти, теперь уже не ликивидные запасы идут на утилизацию. Ну а дальнейшая судьба такой компании зависит от ее финансовой устойчивости к подобного рода потрясениям.
Конечно я намеренно утрировал описание ситуации. Сейчас уже редко встретится собственник бизнеса, который позволит возникнуть такой ситуации на складе. Хотя, как сказать. В небольших компаниях (до 100 - 200 человек) такая ситуация редкость, потому что все процессы видны, как на ладони. А вот в крупных компаниях с большим количеством складов и распределительных центров похожая ситуация вполне может возникнуть.
Во многих компаниях на складах внедрены современные технологии адресного размещения, хранения и движения товаров. Но, судя потому, что интерес к технологии адресного хранения и к моему сайту, как к средству популяризации и распространения этой технологии, не снижается, а возрастает, могу утверждать, что до полного распространения технологии в том виде, который действительно позволяет оптимизировать складские процессы на всех складах России и СНГ очень далеко. Да и там где она внедрена, почему-то появляются новые проблемы, которых не было до внедрения адресной технологии. Это связанно с отсутствием опытных специалистов в области адресного хранения. Процесс внедрения, как правило, заключается в установке программного обеспечения, которое должно управлять процессами на складе, в том числе и процессами адресной технологии. Настройку программного обеспечения производят те же специалисты, которые его устанавливают. Обычно в проекте участвует представитель склада компании - заказчика. Вот здесь-то и появляется корень будущих проблем. Специалисты - установщики программного обеспечения дают какие-то рекомендации по адаптации программного обеспечения к внутрискладским процессам. Представитель склада - заказчика соглашается или слегка корректирует рекомендации специалистов основываясь на собственном опыте, т. к. знает об адресной технологии только в общих чертах. А как адаптировать общую технологию именно к своему складу он не знает совсем. А специалисты-установщики честно пытаются внедрить некий усредненный вариант адресной технологии, который почти подходит сразу всем и ни кому в частности. Теории и практике адресной технологии не учат ни в одном курсе логистики. Ни в институтах, ни на каких-либо курсах дополнительного образования. Кажется, что весь порядок разработки и внедрения технологии адресного хранения прост и очевиден. Если бы все было так, то уже сейчас на всех складах была бы ПРАВИЛЬНО внедрена эта технология. И не было бы у компаний проблем с внутренней и внешней логистикой, которые сейчас возникают до и после внедрения технологии адресного складского движения и хранения товаров. Ну и конечно же, это связанно с организационными трудностями внедрения адресной технологии на существующих и вновь открываемых складах. Есть еще и разные мифы об особенностях внедрения технологии адресного хранения на складе. Самый известный из них о том, что внедрить такую технологию очень дорого. И всегда связанно с покупкой специальной дополнительной программы управления складом или очень дорогостоящей модернизацией существующей. Основываясь на своем опыте утверждаю: это всего лишь миф! Кому выгодно его распространение, вы и сами сможете догадаться.
Да, не только в складе применима эта технология. Она применима в транспортной логистике, при размещении грузов в транспортных средствах и при маршрутизации. Она применима в производственной логистике при планировании, обеспечении и контроле выполнения производственных заказов на всех участках производственной цепочки. Причина этого в том, что каждый участок логистической цепи является по сути своей мини-складом. А склад и адресное хранение связаны неразрывно. В любой части логистической цепи применение адресной технологии дает значительное снижение финансовых и временных затрат. Задачей данной статьи является рассказ об особенностях применения адресной технологии на складе.
Почему эта технология так сложно и длинно называется - технология адресного движения и хранения товаров и грузов? Потому что адресным должно быть не только статичное хранение товаров на местах, но и любое движение на складе: поступление грузов, размещение на места хранения, комплектация заказов, размещение скомплектованных заказов, перемещения между складами и между местами хранения внутри склада и др.. В этом, и только в этом случае, движение грузов становится прозрачным, понятным и контролируемым. А следовательно - легче управлять потоками и выбирать наиболее оптимальные маршруты движения с целью минимизации затрат финансов и времени.