Логистика в животноводстве и сельском хозяйстве
Логистика - это больное место всей сельскохозяйственной отрасли, и животноводства, в частности. В стране, к сожалению, отсутствует действующая логистическая система доведения охлажденной мясной продукции до потребителя. Небольшие фермерские хозяйства не в состоянии вкладываться в покупку специализированного транспорта. Крупные агрохолдинги если и приобретают рефрижераторный спецтранспорт, то используют его недостаточно эффективно из-за отсутствия квалифицированных логистических кадров, которые имели бы достаточный опыт построения эффективных логистических схем обслуживания российских агропромышленных предприятий. Выходом из сложившейся ситуации является государственная информационная, материальная и кадровая (профориентация и обучение) поддержка создания общероссийской сети специализированных логистических компаний, которые обслуживали бы предприятия животноводческого комплекса по всей логистической цепочке: от перевозок сырья, кормов до доставки готового продукта в торговые сети. Так же важна поддержка государством организации первичной обработки животного сырья непосредственно рядом с фермами, где происходит выращивание. Это жизненно важно как для производителей, так и для государства, т. к. перевозка мяса в полутушах за многие километры на переработку (как пример неграмотного и нерационального логистического решения), рано или поздно, экономически убьет любой животноводческий комплекс и крайне негативно скажется на всей агропромышленной отрасли. Потому что таких логистически неграмотных решений хватает и в других отраслях сельского хозяйства. Подобные решения не оставят ни каких шансов отечественным производителям мяса в конкурентной борьбе с иностранными производителями.
Функциональные области логистики в животноводстве
Закупочная логистика в животноводстве
Закупочная логистика в животноводстве решает задачу минимизации общих затрат времени и ресурсов на обеспечение животноводческих предприятий сырьем, кормами, техникой и комплектующими.
Сбытовая логистика в животноводстве
Все предприятия, участвующие в цепочке продвижения продукта на рынок должны свои усилия объединять и координировать, а не "тянуть одеяло в разные стороны". От слаженности работы разных предприятий, объединенных единой логистической цепочкой, зависит конечный результат. Они должны пользоваться единым сквозным потоком информации. Это касается всех предприятий в цепочке: кормовых предприятий, предприятий выращивания, производителей и переработчиков мяса, коммерческих посредников, заготовительных организаций и других участников процесса распределения и обмена. Без этого не могут быть удовлетворены нужды розничных потребителей и корпоративного сектора продаж. Логистика затрагивает сферу сбыта, где является эффективным инструментом реализации стратегии и маркетинга. В сфере распределения мяса маркетинг является инструментом реализации логистической стратегии и тактики.
Задачи сбытовой логистики и маркетинга в животноводстве
- Исследование конъюнктуры рынка мяса, мясных продуктов и тенденций его развития.
- Создание сети товародвижения мяса в виде региональных оптовых компаний, распределительных центров, хладокомбинатов, ярмарок и аукционов.
- Формирование логистической инфраструктуры для обеспечения своевременной доставки мяса, сохранности его качества.
- Повышение потребительских качеств продукции животноводства и развитие системы сервиса.
- Оптимизация затрат в логистических цепочках, а, как следствие, адекватное ценообразование на товары и услуги в сфере животноводства.
- Согласование экономических интересов всех участников логистической цепочки продвижения готового продукта потребителю.
Производственная логистика в животноводстве
Задачи производственной логистики в животноводстве
- Планирование и диспетчеризация производства на основе прогноза продаж;
- Разработка графиков выпуска продукции, согласованных со всеми службами компании, а также согласно применяемой технологии при выращивании;
- Установление нормативов незавершенного производства и контроль за их соблюдением;
- Оперативное управление производством и организация выполнения производственных заданий;
- Контроль за количеством и качеством животных и птиц на предприятиях животноводства;
- Участие в модернизации выращивания, производства первичной переработки и производства готового продукта.
- Контроль себестоимости готовой продукции.
Особенности логистики в животноводстве
- Цикличность логистических и производственных процессов в животноводстве связана с биологическим жизненным циклом развития растений, птиц и животных.
- Готовая продукция скоропортящаяся и поэтому требует срочной реализации, переработки, или длительного хранения, что является источником значительных дополнительных затратам.
- Выращивание птиц и животных, поддержание их высокой продуктивности требуют особого внимания к качеству поставляемого сырья и своевременности поставок.
- Выбор эффективных каналов распределения и доведение продукции до конечного потребителя имеет очень важную роль, так как продукт скоропортящийся.
Звенья логистической системы животноводства и мясопереработки
Предприятия животноводческого комплекса представляют собой сложную систему, состоящую из совокупности взаимосвязанных элементов – логистических звеньев, между которыми установлены функциональные связи и отношения.
- Изготовители комбикормов – отдельные предприятия и собственные специализированные цеха;
- Производители животноводческой продукции: крупные и средние предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства;
- Оптовые, логистические компании, госзакупки;
- Перерабатывающие предприятия;
- Предприятия общественного питания.
Общие принципы логистики в животноводстве
- Системный подход ко всем участникам логистической системы сельскохозяйственного рынка;
- Учет издержек на протяжении всей логистической цепи — минимум совокупных затрат на протяжении всей логистической цепи;
- Оптимальный уровень сервиса для потребителей.
- Основными производителями продукции животноводства в России являются крупные, средние предприятия, личные хозяйства населения.
- Состояние и развитие отрасли во многом зависят от состояния кормовой базы, разработки государственных стандартов кормов, обеспечение качества и стоимости кормов;
- Закупка, производство, распределение, транспортная и складская логистика должны быть организованы с учетом особых условий поставки сырья и хранения готовой продукции животноводства, что должно способствовать снижению затрат на движение материальных потоков.
- Необходимость серьезной государственной поддержки и защиты отечественных животноводческих предприятий в конкурентной борьбе с импортными производителями аналогичного продукта.
- Модернизация, инвестиции в новые технологии, которые появляются в отрасли.
- Организация на предприятиях собственных служб маркетинга и логистики, что должно привести к значительному уменьшению посредников на пути от производства до прилавка магазина, и, как следствие, уменьшению стоимости продукта.