Оптимизация логистических процессов за семь шагов
Оптимизация логистических процессов предприятия, или фирмы, проводится в следующих целях
- максимальный сервис клиентам и партнерам компании;
- достижение оптимального уровня процессных затрат при желаемом уровне сервиса для клиентов.
Оптимизация логистических процессов. Шаг 1
Выбор местоположения для складов
Поделить регионы, в которых предполагается осуществлять сбыт продукции
- по географическому признаку,
- по количеству населения,
- по покупательной способности,
- наличию традиций (и связанных с ними потребностями) потребления продукта.
Учесть предполагаемые способы реализации:
- через дистрибьюторов (со складами и системой доставки),
- через собственные филиалы (создание собственных региональных складов и доставки до конечного потребителя),
- прямая централизованная доставка в регионы.
Проверку проводить по методу полных логистических издержек. Рассчитать полные логистические издержки для каждого варианта и сравнить их.
Оптимизация логистических процессов. Шаг 2
Укрупненные специфические требования к технологиям нового, или реорганизуемого склада
Общая специализация склада по скорости оборота:
- скорее для хранения,
- скорее для обеспечения быстрой оборачиваемости,
- много, мало артикулов.
На каких зонах склада акцент:
- большая зона приема с большим количеством разгрузочных доков,
- зона длительного хранения и комплектации в одном технологическом объеме или отдельно,
- осуществление набора товара и комплектации заказов в отдельных технологических зонах,
- применение конвейерной сборки заказов (паллеты, коробки, тележки для сбора заказа движутся через весь склад, каждый из ответственных кладовщиков, закрепленных за определенным участком хранения, группой товара, отбирает на перемещаемую тележку товар из своего участка),
- большая зона отгрузки с большим количеством отгрузочных доков.
Последовательность, одновременность или разновременность выполнения складских технологических операций (технологические карты):
- разгрузка,
- приемка,
- размещение на хранение,
- пополнение зоны комплектации,
- комплектация,
- отгрузка (пример: ночь – разгрузка ж/д вагонов, комплектация заказов, утро – за счет большого количества отгрузочных мест и большой зоны отгрузки – быстрая отгрузка заказов на централизованную доставку, день – отгрузка клиентов самовывоза и оптовиков с дальней доставкой, разгрузка - прием автотранспорта).
- Проведение АВС – анализа для размещения товара по оборачиваемости, по количеству обращений к товару для комплектации (количеству тиков - teaks) применительно для данного складского помещения – конфигурация и этажность помещений, складских стеллажей, иначе говоря, по сложности доступа к разным зонам и участкам хранения.
- Проведение XYZ – анализа для прогнозирования спроса и соответственно частоты, объемов и периодичности заказов на товар.
- Хронометраж, нормативы времени, «фотографии» технологических процессов, в особенности процессов комплектации заказов (строк заказов, «тиков») одним человеком в единицу времени.
- Акцент мотивации сотрудников на количество комплектуемых заказов. Заработная плата – небольшая фиксированная часть + часть зависящая напрямую от норм и качества выработки.
Склад, арендованный, с "нашим" персоналом, или с ответственным хранением и услугами складской обработки. В случае склада ответственного хранения введение основного показателя договорных отношений, например стоимости отгрузки грузовой единицы, одной тонны, определенного количества заказов, единиц товара, строк заказов и т. д. Введение в договорные отношения норм складской обработки, дальнейшее увеличение их, обучение сотрудников outsource – склада работе с «нашим» товаром.
Оптимизация логистических процессов. Шаг 3
Нормирование запасов. Определение норм запасов
Введение максимальной и минимальной норм запаса – в единицах хранения, в днях торговли и т. д.) с учетом объемов продаж, возможности роста или падения спроса, задержки товара в пути, реальных технологических особенностей выполнения плана – заказа производством. Менеджер, ответственный за управление запасом, для правильного формирования заказа и соблюдения нормативов по максимальной и минимальной нормам заказа, ежедневно отслеживает:
- остаток на складе,
- текущую динамику отгрузок (в периоде последних двух – трех недель по сегодняшний день),
- товар в пути,
- товар, пришедший сегодня,
- товар заказанный.
Рекомендуется использование специализированной программы либо автоматизированных таблиц в Excel, Access. Предполагаемый результат: увеличение эффективности использования складских площадей, оборотных средств, резерв по комплектации заказов.
Технология just-in-case (на всякий случай)
Появление термина и технологии основано на «российской специфике» возникновения рисков при определении объемов закупок того или иного товара:
- простои на таможне (в результате ввода таможней новых, необъявленных правил при растамаживании),
- большая вероятность поломки машины в процессе дальних поставок, а также сложность ремонта в полевых условиях.
Вследствие возникновения подобных рисков «российской логистической специфики» товар закупается не в необходимом количестве, а несколько больше «на всякий случай».
Оптимизация логистических процессов. Шаг 4
Определение соотношений формирования логистического функционала по видам собственности и привлечения сторонних услуг на основании функционально – стоимостного анализа общих логистических затрат.
- Логистические основные средства (например – административные ресурсы, информационные ресурсы, транспорт, склад) находятся в собственности основного юридического лица компании. То же в собственности логистической компании в рамках холдинга.
- Складские площади в аренде, а персонал, оборудование, техника склада собственные.
- Складские услуги привлекаются в качестве внешних (ответственное хранение, например).
- Оперативная замена, по необходимости, арендуемых складских площадей, в связи с изменяющейся динамикой продаж, а соответственно и потребностями в этих площадях (с увеличением - уменьшением, изменением конфигурации, изменением местоположения, технологической и технической оптимизацией складского хозяйства).
- Привлекаются водители со своими автомобилями в качестве постоянных сотрудников.
- Нанимаются автомобили с водителями в транспортной компании для оказания транспортных услуг.
Оптимизация логистических процессов. Шаг 5
Информационная система
Возможность партионного (по-тиражного) учета, а также прибыльности каждой партии товара, при условии (например), если один и тот же товар в разных партиях (тиражах) имеет разную входную цену (себестоимость, закупочную цену).
Внедрение системы штрих-кодирования
Позволяет получить следующие преимущества и выгоды.
- Сокращение времени и ошибок при обработке документов.
- Сокращение времени и ошибок на этапах приема товара, размещения товара, сбора и комплектации заказов, проверки скомплектованных заказов, отгрузки скомплектованных заказов.
- Усовершенствование контроля веса и габаритных размеров товара на стадии его получения.
- Использование штрих – кодов на листах подбора товара (комплектовочной накладной).
Оптимизация логистических процессов. Шаг 6
Объединение всех логистических функций в одном департаменте (управлении)
- Таможня, транспорт, склад.
- Централизация местной дистрибуции.
- Централизация, либо децентрализация региональной дистрибуции.
Один из вариантов выбирается на основании функционально – стоимостного анализа общих логистических затрат по каждому варианту.
Оптимизация ассортиментного ряда
Основанием для вывода той или иной товарной позиции из оборота и, соответственно, торговли должно осуществляться на основании статистики продаж, и исследований рынка. Выбор конфигурации складского хозяйства и логистической системы в целом в зависимости от количественного объема ассортиментного ряда и срока реализации готовой продукции.
Оптимизация логистических процессов. Шаг 7
Деление складов на отдельные специфические зоны
Склад может делиться на отдельные зоны, каждая со своей спецификой размещения товара, типом и конфигурацией стеллажной системы, а может и ее полным отсутствием, или иной системой хранения (бункерной, например, набивные стеллажи, консольные стеллажи, стеллажи для рулонного хранения), в том случае, если товар принципиально различается по своим габаритам, условиям хранения и размещения (пример – компания занимается плиткой; сантехникой – ванны, унитазы, мебель для ванной; линолеумом, обоями, коврами, отделочными материалами).
Использование для контроля логистических процессов на складе параметров эффективности работы
- Оборачиваемость (отношение среднего запаса за период к товарообороту за период). Чем выше, тем лучше.
- Относительная стоимость складской операции (все складские затраты + потери от дефицита продукции разделить на единицу товара, или единичную стоимость товара – одну штуку, рубль стоимости товара). Чем ниже, тем лучше.
- Характеристика дефицита продукции (процент невыполнения поступающих заявок.
Схематическое описание экспертной системы по управлению запасами, применение которой ведет к оптимизации (уменьшению) запаса на складе
- Сбор статистики по движению товаров.
- Расчет среднедневных продаж за каждый период времени. Информация анализируется за последние 2 – 3 недели (за счет этого сглаживается влияние сезонных колебаний).
- Рассчитываются: максимальный, страховой (минимальный) запас, задается время товаров в пути, вычисляется величина фактически необходимого запаса (в штуках и днях).
- Принимается решение, что запас не должен превышать такого-то количества дней.
Грубое представление работы системы: система видит, что по определенному товару интенсивность движения больше, и заказывает его больше – и наоборот. При достаточно равномерном (по объемам и ассортименту) грузообороте со временем оптимизация приводит к тому, что можно вывести некий набор товара (матрицу загрузки, или пополнения запаса), для загрузки в стандартную транспортную единицу, для пополнения запаса на дистрибьюторском складе и т. п.
К списку публикаций
При копировании, или цитировании этой статьи, или ее части, необходимо указывать ссылку на эту статью.
Новая складская логистика ©