Задачи транспортной логистики
Транспорт - это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. Применение логистических принципов и методов управления в области транспорта превращает всех участников транспортной цепи из конкурирующих сторон в партнеров, которые решают единые задачи транспортной логистики. Транспортная логистика - это область логистики, которая является сквозной и общей для всех трех функциональных областей логистики - снабжения, производства, распределения. Задачи транспортной логистики характерны для любой отрасли материального производства. Эти задачи отражают потребность в тонкой настройке всех основных процессов, которые происходят в транспортной логистике. Особенности задач транспортной логистики заключаются в том, что это особенности динамических процессов, и они могут быть распространены на процесс любого перемещения груза, т. к. физический груз в логистике имеет два основных состояния - состояние движения (тогда для процессов происходящих с ним становятся характерны задачи транспортной логистики) и состояние покоя, или запаса (тогда для процессов, происходящих вокруг него, становятся актуальны задачи складской логистики: где хранить, как хранить, где должно быть место хранения, как хранить так, чтобы быстро найти и достать и т. д.).
Задачи транспортной логистики включают в себя, помимо прочего, необходимость сопряженности участников транспортного логистического процесса в следующих областях
- техническая сопряженность - это согласованность параметров различных типов транспортных средств в транспортной цепочке (пример: если товар перевозится в контейнере, то под размеры стандартного контейнера должны быть рассчитаны транспортные площадки корабля-контейнеровоза, железнодорожной платформы - контейнеровоза, автомобиля - контейнеровоза; другой пример: если груз перевозится на стандартной паллете, например европаллете, то под размер европаллеты должны быть рассчитаны внутрискладские транспортировочные и погрузочные средства, а также площадь пола фургонов машин, в которых осуществляется перевозка, должна быть кратна площади стандартной европаллеты)
- технологическая сопряженность - применение единой технологии транспортировки, адаптированной для всех видов транспорта, который задействован в транспортной цепи (минимум перегрузок, высокая технологичность перегрузок и минимальное время на их осуществление и т. д.)
- экономическая сопряженность - общая технология построения тарифной системы в транспортной цепи (предполагаемый результат работы транспортной цепи - доставка из точки А в точку Б, при заданных условиях и ограничениях - имеет единую стоимость для потребителя, понятную, прозрачную и легко рассчитываемую для грузов с разными параметрами - размерами, весом, другими свойствами)
Задачи транспортной логистики направлены на решение следующих проблем
- создание транспортных грузопроводящих цепей, которые могут состоять из транспортных участков, обслуживаемых разными видами транспорта (примеры: доставка грузов из Китая в Россию - океанический транспорт, морской транспорт, автомобильный транспорт; другой вариант - океанический транспорт, железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт)
- обеспечение технологического единства, взаимодействия и координации склада отправителя и перевозчика забирающего груз, перевозчиков в цепочке при передаче груза от одного последовательного участка транспортной цепи другому, последнего перевозчика в транспортной цепи и склада получателя
- планирование цепочки транспортных логистических процессов совместно с производственным и складским логистическими подразделениями
- выбор транспортно - экспедиционной логистической компании
- определение рациональных маршрутов движения транспортных средств исходя из минимальных затрат на обслуживание созданных маршрутов и максимального охвата точек доставки грузов
- выбор вида перевозки: в отдельном ТС, или в составе сборного груза
- выбор типа перевозки: с максимальной скоростью, по минимальному расстоянию (если плата берется за перевозку в километрах, то выгоднее выбирать перевозку по минимальному расстоянию, что не всегда означает максимальную скорость, потому что дорога может быть короче, но хуже; а если необходимо быстро доставить груз, то выбирается перевозка с максимальной скоростью, где расстояние может быть значительно больше, чем в первом варианте, но груз прийдет быстрее, по причине хорошего качества дороги)
- выбор типа конструкции грузового отсека транспортного средства: обычный, специализированный (если требуются особые условия перевозки для груза), изотермический (если требуется поддержание постоянной температуры во время перевозки)
- выбор принадлежности транспортного средства: собственное, в совместной собственности нескольких собственников, арендованное, арендованное несколькими арендаторами.
- выбор количества груза (от выбора количества перевозимого груза из общего количества груза предназначенного к перевозке зависит и размер транспортного средства, может зависить маршрут движения и много других факторов)
Детализированное рассмотрение прикладной задачи транспортной логистики по выбору транспортно - экспедиционной компании на основании параметров договора оказания услуг
ТИПЫ ТРАНСПОРТНЫХ КОМПАНИЙ
ТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
Является владельцем парка транспортных средств. Имеет свою ремонтную базу.
ОСОБЕННОСТИ:
- Изначально ограниченно количество предлагаемого подвижного состава
- Без проблем закрепляются определенные водители за конкретным заказчиком транспортных услуг
- Для постоянных клиентов осуществляет необходимое переоборудование транспортных средств, также закупает дополнительные транспортные средства
- Эффективным бывает сотрудничество на постоянной основе
- Не всегда имеет возможность предоставления дополнительных услуг (экспедирование и охрана груза)
- Торг по тарифам возможен в небольших пределах.
ТРАНСПОРТНО - ЭКСПЕДИТОРСКАЯ КОМПАНИЯ (тип I)
Не имеет своего парка транспортных средств. Для выполнения транспортных услуг по заказу клиента привлекает транспорт ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ и частных перевозчиков.
ОСОБЕННОСТИ:
- В большинстве случаев возможно предоставление любого необходимого количества транспортных средств разных типов и типоразмеров
- Возможна организация интермодальных транспортных цепочек с привлечением к транспортировке одного груза различных типов транспортных средств на различных участках цепочки. Возможен выбор из нескольких вариантов решения транспортировки из "пункта А" в "Пункт Б"
- За счет рассмотрения разных вариантов сотрудничества с клиентом возможны разные подходы к формированию тарифов
- Обычно предоставляется весь спектр дополнительных услуг - экспедирование, охрана, страховка, погрузо-разгрузочные работы и т. д. и т. п.
- Часто возникают проблемы по закреплению определенного водителя за клиентом, особенно на дальних перевозках, т. к. в большинстве случаев привлекаются попутные перевозчики по маршруту, или любой предоставленный владельцем подвижного состава водитель но надежность поставки обеспечивается высокой степенью ответственности транспортно - экспедиционной компании
ТРАНСПОРТНО - ЭКСПЕДИТОРСКАЯ КОМПАНИЯ (тип II)
Есть свой парк транспортных средств. Как правило, имеет холдинговую структуру. В составе может быть несколько ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, в том числе распределенных территориально и регионально. При необходимости привлекает дополнительный транспорт других ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ. Наиболее полно закрывает все потребности по транспортным услугам клиента. С такой компанией клиент может сотрудничать по части перевозок на постоянной основе, а при необходимости заказывать дискретные перевозки. И тот, и другой вид услуг может быть предоставлен без ограничений по сервису.
Основным документом, на основании которого можно проводить сравнение предполагаемого качества и объема услуг разных транспортных компаний или предприятий, является договор, который предоставляется транспортной компанией. Клиент может со своей стороны некий "идеальный" вариант договора на транспортное обслуживание. В результате сравнения основных параметров имеющихся договоров должен быть получен финальный вариант, который и будет рабочим. Все новые договоренности, возникающие в процессе сотрудничества, должны быть оформлены в виде дополнительного соглашения к основному договору.
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ДОГОВОРА ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННЫХ УСЛУГ, НА КОТОРЫЕ НАДО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ ВЫБОРЕ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОЙ КОМПАНИИ
Тарифы
Это не основное, но очень важное. При каких условиях и объемах может быть снижен тариф? Как отражено экспедирование в тарифе? Другие варианты.
Срок поставки
Как прописана в договоре ответственность за нарушение сроков поставок?
Сохранность груза
Как прописана ответственность за полную, либо частичную утрату или порчу груза?
Время подачи подвижного состава
-
Какая ответственность за нарушение времени подачи подвижного состава?
-
Минимальное время заказа транспорта.
-
Можем ли мы надеяться, в случае необходимости, на экстренное выполнения заказа по подвижному составу день в день?
Пути решения указанных вопросов в договоре у наиболее надежной и оперативной транспортной компании должны быть сформулированы детально на уровне отношений между клиентом и заказчиком услуг. Если у компании могут возникнуть проблемы с решением вышеупомянутых вопросов, то будет предложено туманное решение "по договоренности", либо на невыгодных для клиента условиях.
К списку публикаций
Новая складская логистика ©