Виды складов в логистике
Валерий Филимонов
Склад в логистике - важнейший технологический узел и место обработки запасов.
Склады различаются по:
-
размерам: от небольших помещений до складов гигантов (площадью в несколько сотен тысяч квадратных метров);
-
высоте укладки грузов. Существуют склады в которых специальные устройства способны поднять и уложить груз в ячейку на высоте более 35 метров
-
конструкции: закрытые — размещаются в отдельных помещениях, полузакрытые — иметь только крышу и неполное количество стен, открытые — специально оборудованные площадки;
-
параметрам содержания (хранения) — поддерживается специальный режим температуры и влажности;
-
степени механизации складских операций: немеханизированные, комплексно-механизированные, автоматизированные и автоматические;
-
наличию железнодорожных путей или водного пристанционные или портовые склады, прирельсовые, глубинные;
-
широте ассортимента хранимого груза: специализированные, со смешенным или универсальным ассортиментом;
-
признаку места: склады на участке движения продукции производственно — технического назначения и товаров народного потребления.
В логистических процессах склады выполняют следующие функции:
-
временное размещение и хранение материальных запасов;
-
преобразования материальных потоков;
-
обеспечение логистического сервиса в системе обслуживания.
Любой склад обрабатывает три материальных потока: входной, выходной, внутренний.
- При обслуживании входного потока выполняются работы по разгрузке транспорта, проверке количества и качества прибывшего груза.
- Обслуживание выходного потока включает погрузку транспорта.
- Внутренний поток перемещается внутри склада.
Функции различных складов, встречающихся на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя
На складах готовых изделий предприятий-изготовителей осуществляется
-
складирование,
-
хранение,
-
комплектация,
-
упаковка или дополнительная обработка продукции перед ее отправкой,
-
маркировка,
-
подготовка к погрузке,
-
погрузочные операции.
Склады сырья и материалов предприятий-потребителей
-
принимают продукцию,
-
выгружают,
-
сортируют,
-
хранят,
-
подготавливают ее к производственному потреблению.
Склады оптовых фирм выполняют следующие функции:
-
обеспечивают концентрацию товаров, доукомплектовку продукции, подборку ее в нужном ассортименте;
-
организуют доставку товаров мелкими партиями, как конечному потребителю, так и на склады других оптовых фирм;
-
осуществляют хранение резервных партий;
-
принимают товары от производственных предприятий большими партиями;
-
комплектуют и отправляют крупные партии товаров оптовым покупателям, находящимся в местах потребления;
-
получают товары производственного ассортимента и, формируя широкий торговый ассортимент, снабжают ими розничные торговые предприятия.
Основные складские операции:
-
разгрузка транспорта;
-
приемка товаров;
-
внутрискладские перемещения груза;
-
размещение товаров;
-
отборка товаров из мест хранения;
-
комплектование и упаковка товаров;
-
погрузка.
Поддерживать актуальную информацию о количестве и качестве груза на складе позволяет проведение приемки на всех этапах движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя.
Комплектация товара на складе осуществляется двумя основными способами:
-
либо комплектовщик движется к искомому товару,
-
либо искомый товар движется к комплектовщику.
Если логистическое предприятие, или подразделение компании, самостоятельно осуществляет доставку заказчику товара со склада, то в помещении, отдельном от основного помещения склада необходимо организовать зону отгрузки склада, которая будет накапливать подготовленный к отгрузке товар и обеспечивать его доставку покупателям.
Требования к планировке складских помещений:
-
максимально использовать складские площади и объемы;
-
обеспечивать соответствие ширины проходов между стеллажами с учетом технических маневровых характеристик используемой складской техники;
-
располагать участки приемки с той стороны склада, откуда происходит основное поступление товаров, а участки комплектования — с той стороны склада, откуда производится основная отгрузка товаров;
-
рабочие места кладовщиков оборудовать вблизи участка приемки, но в стороне от основных грузопотоков, а заведующего складом — вблизи участка комплектования с возможностью максимального обзора складского помещения;
-
движение грузопотоков должно быть организовано с таким расчетом, чтобы встречные потоки были сведены к минимуму (за исключением складов с совмещенными участками приемки и отпуска грузов);
-
учитывать соблюдение правил охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.
Выбор складского помещения
При выборе фирмой склада общего пользования проблема решение сводится лишь к расчету необходимой складской площади. К тому же при изменении рынка сбыта необходимая площадь склада может корректироваться в зависимости от меняющихся интересов фирмы.
Решение о покупке склада должно стать результатом исследования и расчетов, где решающее значение имеет эффективность функционирования склада и его экономическая целесообразность в процессе дальнейшей эксплуатации.
Основным показателем при выборе склада является показатель соотношения расходов и доходов.
При увеличении мощности и размеров складов капитальные и удельные затраты на 1 т грузооборота и запаса хранения сокращаются, что говорит в пользу строительства более крупных складов. Однако это чаще всего влечет за собой сокращение числа складов, а следовательно, увеличение транспортных расходов при доставке. Строительство мелких складов дает возможность приблизится к потребителю и снизить транспортные затраты, что приводит к увеличению расходов на строительство и дальнейшую эксплуатацию таких складов.
Факторы влияющие на выбор месторасположения склада:
-
близость к рынкам сбыта;
-
наличие конкурентов;
-
близость к рынкам снабжения;
-
уровень жизни населения;
-
наличие трудовых ресурсов;
-
заработная плата;
-
транспортные коммуникации;
-
налоги, финансирование;
-
наличие железнодорожного транспорта;
-
существующие транспортные коммуникации;
-
расстояние до объектов снабжения и сбыта;
-
определение принадлежности района застройки (к сельской местности, крупному городу — окраина, пригород и т.д.);
-
стоимость земли;
-
водные коммуникации;
-
разрешение экологической службы города.
Основой для принятия решения является полученное значение так называемого «грузооборота безразличия», при котором затраты при хранении запаса на собственном складе равны расходам за пользование услугами наемного склада.
Эффективность функционирования складов
Склад будет эффективным если правильно сделано следующее:
-
выбор между собственным складом и складом общего пользования;
-
выбор места расположения склада;
-
определение вида и размера склада;
-
разработка системы складирования.
Выбор между собственным складом и складом общего пользования
Производственные склады должны являться собственностью фирмы и располагаться в непосредственной близости от производства.
Предпочтение собственному складу отдается при стабильно большом объеме складируемой продукции и высокой оборачиваемости. При этом стабильность имеет первостепенное значение.
Чем выше концентрация потребителей в регионе сбыта, тем целесообразнее организация собственного склада. Наряду с плотностью рынка сбыта необходимо учитывать постоянный спрос на товар.
К складам общего пользования фирме следует обращаться при низких объемах товарооборота или при хранении товара сезонного спроса.
В снабженческой и распределительной логистике фирмы должны пользоваться услугами складов общего пользования, которые максимально приближены к потребителям.
Складам общего пользования также отдается предпочтение, когда фирма внедряется на новый рынок, где уровень стабильности продаж либо неизвестен, либо непостоянен.
Склады общего пользования имеют следующие преимущества:
-
не требуются частные инвестиции в развитии складского хозяйства;
-
сокращаются финансовые риски;
-
увеличивается гибкость требуемой складской площади (можно изменить арендованные мощности и сроки их аренды);
-
отпадает необходимость в подборе квалифицированных кадров и ответственности по управлению запасами.
Определение необходимого количества складов происходит путем анализа вариантов с различным количеством складов. В каждом случае рассматриваются суммарные затраты на выбранное для варианта количество складов и транспортные услуги для каждого варианта. Тот вариант, где суммарные затраты будут минимальны и является предпочтительным.
При выборе участка под склад необходимо обратить внимание на следующее:
- Размер и конфигурация участка
Большое количество транспортных средств, обслуживающих входные и выходные материальные потоки, требует достаточной площади для парковки, маневрирования и проезда. Отсутствие таких площадей приведет к заторам, потере времени клиентов (возможно, и самих клиентов). Необходимо принять во внимание требования, предъявляемые службами пожарной охраны: к складам, на случай пожара, должен быть обеспечен свободный проезд пожарной техники.
- Транспортная доступность местности
Основной составляющей издержек функционирования любого распределительного центра являются транспортные расходы. Поэтому при выборе участка необходимо оценить ведущие к нему транспортные магистрали, ознакомиться с планами местной администрации по расширению сети дорог. Предпочтение необходимо отдавать участкам, расположенным на главных (магистральных) трассах. Кроме того, требует изучения оснащенность территории другими видами транспорта, в том числе и общественного, от которого существенно зависит доступность распределительного центра как для собственного персонала, так и для клиентов.
- Планы местных властей
Выбирая участок, необходимо ознакомиться с планами местной администрации по использованию прилегающих территорий и убедиться в отсутствии факторов, которые впоследствии могли бы оказать сдерживающее влияние на развития распределительного центра.
- Местные особенности
Необходимо ознакомиться с особенностями местного законодательства, проанализировать расходы по облагораживанию территории, оценить уже имеющиеся на участке строения (если они есть), учесть возможность привлечения местных инвестиций, ознакомиться с ситуацией на местном рынке рабочей силы.
Новая складская логистика ©